Когда попадаешь в школу индийского танца «Лакшми-лила» в Симферополе, то ощущение такое, будто бы оказался в индийском городе Мумбаи на съемках кинофильма. Из магнитофона рвется звук ударных инструментов, а танцовщицы в ярких одеждах кружатся по залу, время от времени поглядывая на изумленного зрителя, застывшего в дверях. Не хватает только слонов и вида на знаменитый Тадж-Махал – жемчужину индийской архитектуры. Оказавшись здесь, ты начинаешь понимать: отныне все, что тебе нужно, – это научиться танцевать. А танцуя – забыть о том, что ты танцуешь.
Хотя Мумбаи и сердце индийской киноиндустрии, где находится Болливуд, который принято считать аналогом американского Голливуда, всего, чему учат в «Лакшми-лила», по телевизору не показывают. Сегодня здесь обычная тренировка – девушки отрабатывают сложные элементы, не забывая при этом непрерывно улыбаться и двигаться в такт музыке. И, несмотря на отсутствие публики, делают это мастерски, будто бы в зале полно людей: самозабвенно, умело, как бы играючи.
– Прямо в точку, – говорит она. – Мы изучаем стиль «бхаратанатьям» – это самый древний исторически задокументированный театр-танец: его возраст более 5000 лет. Слог «бха» (по звуку очень похожий на топ ноги. – Прим. авт.) означает «бхава» – чувства, эмоции, «ра» – «рага» – мелодия, страсть, «та» – «талам» – искусство ритма, а «натьям» – танец. Школа «Лакшми-лила» существует уже 7 лет и получила звание народного ансамбля Крыма и Украины. Танцуют у нас с пятилетнего возраста, и не только девочки. Для мальчиков существуют особые движения и постановки.
Танцуем вместе
– Кстати, а Вы не хотите попробовать?! – обратилась ко мне руководитель после небольшого «теоретического курса», заметив, что я совсем уж очарован.
После этих слов мне не оставалось ничего другого, как снять ботинки и занять свое место среди ярких девушек. А они, кстати, танцуют босиком и с маленькими колокольчиками, привязанными к щиколоткам. Мы поприветствовали учителя, а потом выполнили цикл специальных движений, тем самым как бы спрашивая у земли разрешение, чтобы ее касаться и по ней ступать. Затем гимнастика для глаз и трехминутный танец Алларипу, что значит «распускающийся бутон цветка».
– Бхаратанатьям начинается с Алларипу. Означает «распускание», «раскрытие». Танцор, словно распускающийся цветок, первоначально неподвижен и постепенно оживает: начинают двигаться глаза, брови, шея, постепенно все части тела включаются в движение. Высвобождаются чувства и душа. Раньше исполнительница повторяла Алларипу 4 раза, каждый раз поворачиваясь к одной из сторон света.
Одна из функций этого танца в программе – разминка исполнителя, разогрев. Танец исполняется под интересный речитатив, именуемый солукатта – sollukatta, в качестве ударного инструмента используется барабан мридангам. Алларипу – довольно короткий танец, особенно в сравнении с остальными.
Даже после этого короткого танца я начал чувствовать физическую усталость. Заниматься этим священным искусством, вам понадобятся гибкость тела, правильное дыхание и хорошее чувство ритма.
А еще считается, что классический индийский танец поднимает человека на более высокий духовный уровень, помогает ему вырабатывать правильное отношение к жизни. Во многом этим и объясняется неукротимая жизнерадостность индусов, которые, кстати, нам не чужаки. Европа, хотя и сделалась Европой благодаря Риму, корнями своей культуры уходит все-таки в древнюю Индию. В большинстве европейских языков полно санскритских слов, так что корни у нас одни. Есть даже ученые, считающие, что цивилизация Ариев пришла в Индию не откуда-нибудь, а с Алтая.
– Танцуют бхаратанатьям, впрочем, как и другие индийские танцы, исключительно в одежде яркого цвета, которая символизирует лучи жаркого солнца и зеленую листву, еще со множеством украшений и специальным макияжем, – рассказывает Наталья. – Яркий цвет несет положительный заряд энергии. Когда я была в Индии, то заметила, что у тамошних жителей не бывает плохого настроения, потому что они не носят одежду темных тонов.
Участники коллектива из школы «Лакшми-лила» часто выступают на городских мероприятиях не только в Крыму и Украине, но и за границей. Руководитель школы Наталья Беличкова училась индийскому танцу не один год и продолжает оттачивать свое мастерство, посещая иногда родину этого танца – Индию. А ее учила профессиональная танцовщица Анна Смирнова, которую за выдающиеся успехи в этом искусстве удостоили звания заслуженной артистки индийской республики. Те, кто хочет научиться этому древнему искусству, приходят в Дом культуры имени Т.Г. Шевченко, на улице Репина. Здесь постоянно и выступают.
– На самом деле люди там считают, что мир – это состояние нашего ума, – говорила она. – Это и есть наше богатство и наше счастье. Мы видим то, что окружает, например богатого человека, и думаем, что он счастлив. Но на самом деле это не так. Главное богатство – это любовь и способность ею делиться. Потому что чем больше мы отдаем, тем больше мы получаем взамен.
Но вот время тренировки подходит к концу, и я начинаю критически себя оценивать: «Все ли у меня получилось, а не выглядел ли я нелепо?» Но Наталья заверяет, что для первого раза танцевал я совсем неплохо. Чего только стоила эта специальная стойка, которая есть основа всего танца! Ты сгибаешь ноги в коленях, при этом еще и разводишь их в разные стороны. Из пальцев нужно сделать веер, да к тому же постоянно улыбаться! Да, это искусство не для слабаков, но оно того стоит. И пусть я не был в Мумбаи или на берегу священного Ганга, пусть я не видел величественный Тадж-Махал и не сидел верхом на слоне, но в том, что я не танцевал индийских танцев, упрекнуть меня теперь не сможет ни один человек! Так, может быть, станцуем вместе?
Школа «Лакшми-лила» – единственное место в Крыму, где учат классическому индийскому танцу. А самим словом «Лакшми» называют богиню красоты и процветания; она стоит на расцветшем лотосе и держит цветы лотоса в руках. Лакшми – воплощение мягкости, гармонии и совершенства; ее благосклонность проявляется как материальный и духовный успех и гармония.
Передаче музыкальной, как и танцевальной традиции, от учителя к ученику в Индии придается исключительное значение. «Сина дар сина» – от груди к груди – так происходит в этой стране обучение музыке и танцам.
В Индии искусство музыки считалось и считается средством познания Бога. Центром классической музыки и танца всегда был храм. Многие музыканты почитались святыми, достигшими высочайшей степени духовности. А великий просветитель Шри Чинмой говорил, что одухотворенное пение иногда может поднять человека выше, чем медитация.